- Морской канал
Морской канал, гидротехническое сооружение. Построен в 187485. Пересекает по дну мелководную Невскую губу с востока на запад от Морского порта на Гутуевском острове до внешнего рейда Кронштадта. Длина (от моста Лейтенанта Шмидта) 32 км, ширина по дну 85120 м, средняя глубина около 9 м (местами до 12 м). Начальный участок Морского канала на протяжении 9,5 км огорожен по обеим сторонам дамбами. Морской канал даёт возможность океанским судам с большой осадкой приходить непосредственно в Ленинград. Впервые идею Морского канала вдоль южного берега Невской губы выдвинул Пётр I. По его приказу были начаты работы по прокладке Морского канала на участке между Стрельной и Екатерингофом (прекращены после смерти императора). В 1810 инженер Быков предложил проект Морского канала по главному корабельному фарватеру. В проекте защиты Петербурга от наводнений инженера П. П. Базена (182427) предусматривалось строительство Морского канала . Большие исследования в области строительства Морского канала вёл инженер М. Г. Дестрем (середина 1820 30-е гг.). В 183670 правительству было представлено не менее 11 (по другим данным, около 25) проектов Морского канала , среди которых наибольший интерес представляли проекты инженеров Э. И. Тотлебена, И. А. Заржецкого и Н. И. Путилова. На основе последних Междуведомственный комитет при Министерстве путей сообщения под руководством С. В. Кербедза в 187273 выработал окончательный проект Морского канала . Подряд на строительство Морского канала взял Путилов, который с 1869 на собственные средства вёл строительство так называемого Путиловского порта. После его смерти (1880) подряд передан инженерам П. П. Борейше и С. П. Максимовичу. Строительством последовательно руководили инженеры Ф. И. Энрольд, В. В. Салов, М. Л. Фуфаевский, И. В. Жирухин и др. В ходе дноуглубительных работ 187784 вынуто около 9,5 млн. м3 грунта. Затраты на строительство Морского канала , гаваней и порта составили 14,8 млн. рублей. В честь окончания работ выбита памятная медаль, у входа в Морской канал установлен обелиск (не сохранился). Во время 1-й мировой войны в Морском канале (в том числе в портовой его части) затонуло около 1 тыс. различных судов, судоходство по Морскому каналу прекратилось, порт был парализован. В 191823 Морской канал полностью очищен и восстановлен. В период Великой Отечественной войны в Морском канале и порту заняли огневые позиции корабли Балтийского флота (в том числе линкор «Марат»), которые отсюда вели огонь по врагу. На северных и южных дамбах Морского канала сооружена система дотов и дзотов (200 огневых точек). Гитлеровцы подвергали Морской канал бомбёжкам и артобстрелам, пытались минировать его. Подходы к Морскому каналу обороняли части 21-й стрелковой дивизии, оборона акватории Морского канала была возложена на Ленинградскую военно-морскую базу. После войны канал восстановлен и реконструирован, трасса его отмечена специальными бакенами. В 196080-х гг. осуществлены работы по расширению Морского канала и углублению его дна, сооружён отвод для подхода судов к Морскому вокзалу. Современная глубина Морского канала от приёмного буя до Южной дамбы 12,5 м, от Южной дамбы до моста Лейтенанта Шмидта 10,3 м. Ежегодно по Морскому каналу в обе стороны проходит около 8 тыс. судов.
Литература:
Комаров В., Петербургский порт, «Русский вестник», 1876, т. 122, № 4;
Николаев А. П., Соболев Г. А., История развития Ленинградского морского торгового порта, в кн.: Водный транспорт, Л., 1957.
Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург». - М.: Большая Российская энциклопедия. Белова Л.Н., Булдаков Г.Н., Дегтярев А.Я. и др.. 1992.